Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона.

1. Всоответствии сзаконодательством граждане вправе иметь земельные участки для ведения крестьянско­го и личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного и жилищного строительства, строительства гаражей, предпринимательской деятельности. В этом случае соб­ственником земельного участка является гражданин.

Кроме того, граждане могут иметь земельные участки на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собствен­ность). Владение, пользование и распоряжение земель­ными участками, находящимися в общей собствен­ности, осуществляются по соглашению всех собствен­ников, а при его отсутствии устанавливаются судом по иску любого изсобственников.


Участник общей долевой собственности имеет пра­во на выдел своей Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона. доли, а участник общей совместной собственности—на определение и выдел доли (статья 3 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»).

В современных условиях право общей долевой соб­ственности получило наибольшее распространение при­менительно к гражданам, являющимся членами прива­тизированных сельскохозяйственных предприятий и ре­формированных колхозов. В этих случаях каждый гражданин имеет количественно выраженную земель­ную долю, которая, однако, не определена в натуре.

Кроме того, на праве общей собственности земель­ные участки могут принадлежать гражданам, име­ющим в общей собственности жилой дом, дачу или садовый домик.

Право собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Однако в Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона. настоящее время это право в ряде субъектов Россий­ской Федерации отсутствует. Но поскольку в Россий­ской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, оно должно распро­страняться на всех граждан, проживающих на ее тер­ритории, ибо право собственности на землю является одной из основ правового статуса личности в Россий­ской Федерации и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией (статья 64). В Конституции не содержится положений, согласно которым на территории субъектов Федера­ции может не допускаться право частной собствен­ности граждан на землю.

2. Параметры ограничения свободы осуществления правомочий собственника земли и иных природных ресурсов Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона. обусловлены, во-первых, необходимостью соблюдения экологических требований, во-вторых, не­обходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, в-третьих, тем обстоятельством, что земля и иные природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответст­вующей территории (статья 9 Конституции). Послед­нее диктует необходимость законодательного ограни­чения права собственности на природные ресурсы тоже в социальных целях.

Поскольку, как отмечалось, законодательно регла­ментировано лишь право частной собственности на


землю, то на примере этого законодательства видно, по каким линиям идет ограничение права владения, права пользования и права распоряжения земельным участком. В частности, владение земельным участком предполагает его рациональное использование, ибо Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона. в противном случае собственник земельного участка подвергается штрафу (см. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государ­ственного контроля за использованием и охраной зе­мель при проведении земельной реформы»).



Ограничения в праве пользования выражаются в четком определении прав и обязанностей по ис­пользованию земельных участков и мер ответствен­ности за несоблюдение требований по рациональному использованию и охране земель, о которых будет ска­зано ниже.

Реализуя право распоряжения земельным участком, граждане могут продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взносов в уставные фонды (капиталы Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона.) акционерных обществ, товариществ, кооперативов (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и раз­витии аграрной реформы в России»), Собственники земельных долей также имеют широкие права, уста­новленные законодательством. Однако, предоставляя собственникам указанные права, упомянутый Указ ограничивает их при продаже земельных участков так, что изменение целевого назначения земельных участ­ков, используемых в сельском хозяйстве, в этом случае возможно лишь по разрешению органа исполнитель­ной власти субъекта Федерации.

Требования рационального использования земли диктуют необходимость соблюдения целевого на­значения земельных участков и при совершении иных сделок — аренды, дарения и т.д. В данном Указе, имеющем целью в основном Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона. защиту сель­скохозяйственного использования земли, не содер­жатся правила о сохранении целевого использования земель применительно к землям иных категорий, в частности к землям городов и других поселений. Между тем мировая законодательная практика су­щественно ограничивает право распоряжения земель­ными участками в городах, подчиняя совершение


сделок территориальным планам этих городов. Прин­ципы использования городских земель, закрепленные и в законодательстве России, тоже свидетельствуют онеобходимости введения соответствующих огра­ничений в будущем земельном законодательстве при совершении сделок с землей.

3. Земельное законодательство содержит ряд поло­жений, посвященных условиям и порядку пользования землей. При этом следует отметить, что термин «поль­зование» может иметь два значения: а Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона.) осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с ис­пользованием земли, и б) осуществление права пользо­вания как правомочия собственника. К термину «поль­зование» в его первом, более широком значении могут применяться такие понятия, как «условия пользова­ния» и «порядок пользования». В этом случае под условиями пользования понимаются правовые основа­ния (титулы) использования земли: собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, а также способы приобретения земельных участков на указан­ных титулах. Под порядком пользования понимается совокупность прав и обязанностей всех субъектов, ис­пользующих землю, независимо от правовых титулов. Под правом пользования как правомочием собствен­ника понимается право нахозяйственную эксплуата­цию земель, которое вземельном законодательстве охватывается Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона. системой конкретных действий (поведе­ния) по отношению к земельному участку. Вместе с тем законодательство налагает насобственника ряд существенных обязанностей, связанных с реализацией его правомочия пользования, и вэтом смысле всядеятельность собственника по использованию земель­ного участка подпадает под порядок пользования.

Применительно к способам приобретения земель­ных участков в собственность в современных условиях передачи государственных и муниципальных земель в частную собственность граждан существенное значе­ние имеет регламентация в законе принципа платности и бесплатности получения земельных участков в соб­ственность.

В соответствии с законодательством собственники земельных участков могут, в частности: самостоятель­но хозяйствовать на земле: возводить жилые, произ­водственные и иные Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона. строения и сооружения; использо­вать в установленном порядке для своих нужд име-


ющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; проводить мели­оративные работы и др. Собственники обязаны: осу­ществлять комплекс мероприятий по охране земель; вести строительство по согласованию с соответству­ющими органами; не нарушать права других собствен­ников, землепользователей и арендаторов, а также по­рядок пользования лесными угодьями, водными и дру­гими природными объектами и др.


documentaowkobp.html
documentaowkvlx.html
documentaowlcwf.html
documentaowlkgn.html
documentaowlrqv.html
Документ Условия и порядок пользования землей опре­ деляются на основе федерального закона.